Специализированный жилищный фонд для детей сирот

Содержание

Предоставление жилья детям-сиротам в 2020 году. Жилый помещения специализированного жилищного фонда

Специализированный жилищный фонд для детей сирот

Согласно ст. 92 Жилищного кодекса Российской Федерации (ЖК РФ), служебная квартира относится к числу жилых помещений специализированного жилищного фонда, выделяемых для отдельных категорий граждан, ввиду характера их трудовых отношений, в связи с отсутствием у них жилья в конкретном населенном пункте.

Согласно ст. 93 ЖК РФ, служебная квартира выделяется в случаях:

  • возникновения у лиц трудовых отношений:
    • с органом государственной или муниципальной власти;
    • государственным или муниципальным предприятием и учреждением;
  • прохождением службы или назначением на соответствующую государственную или выборную должность.

Перечень должностей, при занятии которых граждане могут претендовать на получение в пользование служебной квартиры, определяется решением органов государственной власти, органов власти субъекта федерации и органов местного самоуправления (п. 2 ст. 104 ЖК РФ). Помимо указанных, имеются и другие особенности:

  • Служебная квартира выделяется на основании заключенного между нанимателем и действующим от имени собственника властным органом договору найма (п. 1 ст. 99 ЖК РФ), которым устанавливается размер оплаты за предоставленное жилье. Он заключается в письменной форме и предполагает некоторые ограничения, например, запрет обмена и сдачи квартиры в поднаем.
  • Помимо нанимателя, в служебную квартиру вправе вселяться члены его семьи, при этом они обладают равными с ним правами на пользование квартирой и указываются в договоре найма (п. 6 ст. 100 ЖК РФ).
  • Договор найма служебной квартиры заключается на срок осуществления лицом трудовых отношений с вышеуказанными органами, предприятиями или учреждениями.

Прекращение таких трудовых отношений является основанием для прекращения заключенного ранее договора найма.

Квартира детям-сиротам и оставшимся без попечения родителей

Государство гарантирует социальную поддержку детям сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей. В качестве одного из видов такой социальной поддержки, согласно ст. 8 Федерального закона (ФЗ) № 159 от 21.12.1996, государство предоставляет таким детям благоустроенные квартиры из числа жилых помещений специализированного жилищного фонда (пп. 8 п. 1 ст. 92 ЖК РФ).

Данные жилые помещения предоставляются не всем детям-сиротам, а только тем, которые не являются нанимателями жилья по договору социального найма, а также не являются собственниками какого-либо жилья.

Квартиры выделяются в пользование таких детей по достижению ими совершеннолетия, а также до совершеннолетия — в случае приобретения полной дееспособности до достижения 18 лет.

При проведении такой процедуры могут возникать некоторые нюансы:

  • Квартиры для детей, оставшихся без попечения родителей и сирот, передаются им на основании их письменного заявления, по заключенному с ними договору найма специализированного жилого помещения. Оплата расходов, связанных с использованием такими детьми указанных жилых помещений, согласно ст. 5 ФЗ № 159 от 21.12.1996, осуществляется из средств бюджета соответствующего субъекта РФ.
  • Квартиры спецфонда предоставляются детям по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях и учреждениях социального обслуживания (интернатах, приютах). Такое жилье выделяется детям однократно на пятилетний срок. При исключительных обстоятельствах, указанных в абз. 2 п. 6 ст. 8 ФЗ № 159, договор найма может быть заключен на повторный пятилетний срок.
  • В общих случаях, по истечении пятилетнего срока, переданная сироте или ребенку, оставшемуся без попечения квартира, исключается из специализированного фонда и передается ему на условиях социального найма. Дальнейшее содержание жилья такое лицо осуществляет самостоятельно.
  • Право на предоставление квартир из спецфонда имеют также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без родительского попечения (субъекты, в возрасте от 18 до 23 лет, которые на момент совершеннолетия были таковыми), а также лица старше 23 лет, которые до достижения этого возраста относись к вышеуказанным категориям.

Гражданка С является сиротой по причине смерти ее обоих родителей. По достижении 18 лет и по окончании срока пребывания в школе-интернате, она подала в местную администрацию заявление, в котором просила выделить ей, как ребенку-сироте квартиру.

Рассмотрев заявление С, администрация обратила внимание на то, что С является единственной наследницей своего отца, который после смерти оставил ей двухкомнатную квартиру и которую она должным образом оформила на себя. Руководствуясь ст. 8 ФЗ № 159 от 21.12.

1996, согласно которой право на жилье из спецфонда имеют сироты, в праве собственности которых отсутствует жилье, местная администрация отказала С в выделении квартиры.

Квартира беженцам и вынужденным переселенцам

Источник: http://copylegal.ru/vse-stati/specializirovannyj-zhilishhnyj-fond-kvartiry-dlya-detej-sirot-voennosluzhashhix-i-pereselencev/

Федеральный закон от 29 июля 2018 г. N 267-ФЗ

Специализированный жилищный фонд для детей сирот
Принят Государственной Думой 17 июля 2018 годаОдобрен Советом Федерации 24 июля 2018 года

Внести в статью 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ “О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей” (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 52, ст. 5880; 1998, N 7, ст. 788; 2004, N 35, ст. 3607; 2012, N 10, ст. 1163; 2013, N 27, ст. 3477; 2015, N 48, ст. 6724) следующие изменения:

1) в пункте 1:

а) абзац второй после слов “в абзаце первом настоящего пункта,” дополнить словами “по их заявлению в письменной форме”;

б) в абзаце третьем слова “учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях” заменить словами “медицинских организациях и иных организациях”, после слов “профессионального образования,” дополнить словами “профессионального обучения,”;

2) пункты 2 и 3 изложить в следующей редакции:

“2.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, обязаны осуществлять контроль за использованием и сохранностью жилых помещений, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, за обеспечением надлежащего санитарного и технического состояния жилых помещений, а также осуществлять контроль за распоряжением ими.

3.

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, указанных в пункте 9 настоящей статьи, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее – список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи. Лица, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи, включаются в список по достижении возраста 14 лет.

Порядок формирования списка, форма заявления о включении в список, примерный перечень документов, необходимых для включения в список, сроки и основания принятия решения о включении либо об отказе во включении в список, а также сроки включения в список устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Заявление о включении в список подается законными представителями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигших возраста 14 лет, в течение трех месяцев со дня достижения ими указанного возраста или с момента возникновения оснований предоставления жилых помещений, предусмотренных абзацем первым пункта 1 настоящей статьи.

Органы опеки и попечительства осуществляют контроль за своевременной подачей законными представителями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, заявлений о включении этих детей в список и в случае неподачи таких заявлений принимают меры по включению этих детей в список.

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, приобретшие полную дееспособность до достижения ими совершеннолетия, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, если они в установленном порядке не были включены в список до приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия либо до достижения возраста 18 лет соответственно и не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями, вправе самостоятельно обратиться с заявлением в письменной форме о включении их в список.”;

3) дополнить пунктом 31 следующего содержания:

“31. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, исключаются из списка в случае:

1) предоставления им жилых помещений в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи;

2) утраты ими оснований, предусмотренных настоящей статьей, для предоставления благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений;

3) включения их в список в другом субъекте Российской Федерации в связи со сменой места жительства.

Порядок исключения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и включения их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства устанавливается Правительством Российской Федерации;

4) прекращения у них гражданства Российской Федерации, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации;

5) смерти или объявления их умершими в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.”;

4) подпункт 2 пункта 4 изложить в следующей редакции:

“2) жилые помещения признаны непригодными для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены жилищным законодательством;”;

5) пункт 6 изложить в следующей редакции:

“6. Срок действия договора найма специализированного жилого помещения, предоставляемого в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, составляет пять лет.

В случае выявления обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, содействия в преодолении трудной жизненной ситуации, договор найма специализированного жилого помещения может быть заключен на новый пятилетний срок неоднократно по решению органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Порядок выявления этих обстоятельств устанавливается законодательством субъекта Российской Федерации.

По окончании срока действия договора найма специализированного жилого помещения и при отсутствии обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, содействия в преодолении трудной жизненной ситуации, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий управление государственным жилищным фондом, обязан принять решение об исключении жилого помещения из специализированного жилищного фонда и заключить с лицами, указанными в пункте 1 настоящей статьи, договор социального найма в отношении этого жилого помещения в порядке, установленном законодательством субъекта Российской Федерации.”;

6) пункт 7 дополнить предложением следующего содержания: “Общее количество жилых помещений в виде квартир, предоставляемых лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в одном многоквартирном доме, устанавливается законодательством субъекта Российской Федерации и при этом не может превышать 25 процентов от общего количества квартир в этом многоквартирном доме.”.

Статья 2

Пункт 2 статьи 263 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации” (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 42, ст. 5005; 2003, N 27, ст. 2709; 2005, N 1, ст.

17, 25; 2006, N 1, ст. 10; N 23, ст. 2380; N 30, ст. 3287; N 31, ст. 3452; N 44, ст. 4537; N 50, ст. 5279; 2007, N 1, ст. 21; N 13, ст. 1464; N 21, ст. 2455; N 30, ст. 3747, 3805, 3808; N 43, ст. 5084; N 46, ст. 5553, 5556; 2008, N 29, ст. 3418; N 30, ст. 3613, 3616; N 48, ст. 5516; N 52, ст. 6236; 2009, N 48, ст. 5711; N 51, ст.

6163; 2010, N 15, ст. 1736; N 31, ст. 4160; N 41, ст. 5190; N 46, ст. 5918; N 47, ст. 6030, 6031; N 49, ст. 6409; N 52, ст. 6984; 2011, N 17, ст. 2310; N 27, ст. 3881; N 29, ст. 4283; N 30, ст. 4572, 4590, 4594; N 48, ст. 6727, 6732; N 49, ст. 7039, 7042; N 50, ст. 7359; 2012, N 10, ст. 1158, 1163; N 18, ст. 2126; N 31, ст.

4326; N 50, ст. 6957, 6967; N 53, ст. 7596; 2013, N 14, ст. 1663; N 19, ст. 2331; N 23, ст. 2875, 2876, 2878; N 27, ст. 3470, 3477; N 40, ст. 5034; N 43, ст. 5454; N 48, ст. 6165; N 51, ст. 6679, 6691; N 52, ст. 6981, 7010; 2014, N 11, ст. 1093; N 14, ст. 1562; N 22, ст. 2770; N 26, ст. 3371; N 30, ст. 4256, 4257; N 42, ст.

5615; N 43, ст. 5799; N 45, ст. 6138; 2015, N 1, ст. 11; N 13, ст. 1807, 1808; N 27, ст. 3947; N 29, ст. 4359; N 41, ст. 5628; 2016, N 23, ст. 3283; N 26, ст. 3866; N 27, ст. 4222; 2017, N 1, ст. 6; N 31, ст. 4828; N 45, ст. 6573; N 50, ст. 7563; 2018, N 1, ст. 26, 27, 87; N 7, ст. 972, 975; N 17, ст. 2425; N 24, ст.

3414) дополнить подпунктом 143 следующего содержания:

“143) осуществления контроля за использованием и сохранностью жилых помещений, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, за обеспечением надлежащего санитарного и технического состояния жилых помещений, а также осуществления контроля за распоряжением ими;”.

Статья 3

Внести в Жилищный кодекс Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 1, ст. 14; 2012, N 10, ст. 1163; N 31, ст. 4322; 2018, N 1, ст. 72) следующие изменения:

1) часть 3 статьи 72 дополнить предложением следующего содержания: “В случае необходимости принудительного обмена жилого помещения, занимаемого по договору социального найма несовершеннолетним (несовершеннолетними) и гражданами, лишенными в отношении этих несовершеннолетних родительских прав, иными совместно проживающими с несовершеннолетним (несовершеннолетними) лицами, соответствующее требование в суд вправе предъявить законные представители несовершеннолетних, орган опеки и попечительства либо прокурор, если совместное проживание этих граждан с такими несовершеннолетними нарушает права и законные интересы несовершеннолетних.”;

2) в статье 90:

а) слова “Если наниматель” заменить словами “1. Если наниматель”;

б) дополнить частью 2 следующего содержания:

“2.

Если совместное проживание граждан, лишенных родительских прав, с детьми, в отношении которых они лишены родительских прав, признано судом невозможным, законом субъекта Российской Федерации может быть предусмотрено выселение этих граждан в судебном порядке по требованию законных представителей несовершеннолетних, органа опеки и попечительства или прокурора в другое жилое помещение по договору социального найма, размер которого соответствует размеру жилого помещения, установленному для вселения граждан в общежитие.”;

3) часть 2 статьи 91 изложить в следующей редакции:

“2.

Если совместное проживание граждан, лишенных родительских прав, с детьми, в отношении которых они лишены родительских прав, признано судом невозможным, такие граждане по требованию законных представителей несовершеннолетних, органа опеки и попечительства или прокурора могут быть выселены в судебном порядке из жилого помещения без предоставления другого жилого помещения, если иное не предусмотрено законом субъекта Российской Федерации.”;

4) в статье 101:

а) часть 3 после слов “3. Договор найма специализированного жилого помещения” дополнить словами “, за исключением договора найма специализированного жилого помещения, предусмотренного статьей 981 настоящего Кодекса,”;

б) дополнить частью 4 следующего содержания:

“4.

Договор найма специализированного жилого помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, может быть расторгнут в судебном порядке по требованию наймодателя при неисполнении нанимателем и проживающими совместно с ним членами его семьи обязательств по договору найма специализированного жилого помещения, а также в случае:

1) невнесения нанимателем платы за жилое помещение и (или) коммунальные услуги в течение более одного года и отсутствия соглашения по погашению образовавшейся задолженности по оплате жилых помещений и (или) коммунальных услуг;

2) разрушения или систематического повреждения жилого помещения нанимателем или проживающими совместно с ним членами его семьи;

3) систематического нарушения прав и законных интересов соседей, которое делает невозможным совместное проживание в одном жилом помещении;

4) использования жилого помещения не по назначению.”;

5) часть 5 статьи 103 изложить в следующей редакции:

“5.

При расторжении с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, договора найма специализированного жилого помещения по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 101 настоящего Кодекса, они и проживающие совместно с ними члены их семей подлежат выселению с предоставлением в границах соответствующего населенного пункта другого благоустроенного жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения, размер которого соответствует размеру жилого помещения, установленному для вселения граждан в общежитие.”;

6) статью 1091 дополнить частями 3 и 4 следующего содержания:

“3. В жилые помещения, предоставленные детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений, могут быть вселены их несовершеннолетние дети и супруг (супруга). Указанные лица включаются в договор найма специализированного жилого помещения.

4.

В случае смерти лиц, указанных в части 1 настоящей статьи, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий управление государственным жилищным фондом, обязан принять решение об исключении жилого помещения из специализированного жилищного фонда и заключить с лицами, указанными в части 3 настоящей статьи, договор социального найма в отношении данного жилого помещения в порядке, установленном законодательством субъекта Российской Федерации.”.

Статья 4

Внести в Федеральный закон от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 14, ст. 1652; N 52, ст. 6961; 2014, N 23, ст. 2925; 2015, N 1, ст. 51; 2016, N 27, ст. 4253, 4298; 2018, N 1, ст. 88) следующие изменения:

1) часть 2 статьи 83 дополнить пунктом 11 следующего содержания:

“11) осуществления закупок жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, у физических лиц, являющихся собственниками этих жилых помещений.”;

2) часть 2 статьи 831 дополнить пунктом 7 следующего содержания:

“7) осуществления закупок жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, у физических лиц, являющихся собственниками этих жилых помещений.”.

Статья 5

Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2019 года.

Президент Российской Федерации

В. Путин

Источник: https://rg.ru/2018/08/01/sirot-dok.html

Самостоятельная жизнь в своей квартире: как получают жилье московские сироты

Специализированный жилищный фонд для детей сирот

С получением квартир от государства выпускниками центров содействия семейному воспитанию и приемных семей связано немало слухов и мифов.

Как на самом деле это происходит, как обустраиваются юные новоселы, рассказывают сами ребята, их бывшие опекуны и специалисты Городского научно-практического центра по защите прав детей «Детство», сопровождающие ребят при получении квартиры и в первые годы самостоятельной жизни.

Сироте исполнилось 18. Что дальше?

Вопрос о том, нуждается ли выпускник в получении квартиры от города, рассматривает Комиссия по решению жилищных вопросов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Если у достигшего совершеннолетия ребенка-сироты (с этого момента он, кстати, официально называется уже «лицом из числа детей-сирот») нет закрепленного за ним и пригодного для жизни жилья, то он им будет обеспечен. Для этого используются квартиры из специализированного жилищного фонда города Москвы.

Всего в 2019 году в столице квартиры от государства получили 900 выпускников центров содействия семейному воспитанию и приемных семей.

В Центр «Детство» поступают сведения о таких помещениях из столичного Департамента городского имущества.

Дальше ребят приглашают на осмотр квартиры, после которого выпускник подписывает смотровой талон, если он согласен на предложенный вариант.

Документ передают в Департамент городского имущества для оформления договора найма специализированного жилого помещения — именно этот документ предоставляет юноше или девушке право заселиться в квартиру.

«Сроки установлены Постановлением Правительства Москвы. В течение 30 дней мы должны осуществить осмотр.

Еще 30 дней дается на заключение договора после предъявления смотрового талона», — рассказывает начальник отдела по осуществлению контроля за использованием жилых помещений, предоставленным лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителя, Центра «Детство» Олег Алексенко.

При заселении во «вторичное» жилье порой случаются проблемы. Часто за этими квартирами числятся долги по оплате ЖКХ от предыдущих жильцов. «Мы помогаем ребятам их погасить: ведем переговоры с управляющими компаниями, МФЦ, Мосэнергосбытом.

Наши специалисты оказывают посильную помощь, если выявятся недостатки после заселения: неисправностисантехники, огрехи ремонта и так далее.

Мы обращаемся в разные организации и оперативнорешаем эти проблемы», — рассказывает Олег Алексенко.

Итак, долгожданный переезд случился. Что дальше? Интернет и СМИ наполнены рассказами о молодых людях, по неопытности лишившихся своего жилья. Однако в первые пять лет новый жилец ничего не может сделать с квартирой. «С выпускником заключается договор найма на пять лет.

В это время по закону он не может ни продать, ни сдать предоставленную городом квартиру.

После окончания срока договора, жилье может либо перейти в собственность выпускника, либо использоваться по новому договору найма еще на пять лет», — объясняет Олег Алексенко.

Правила обеспечения жильем едины для всех выпускников: и тех, кто рос в центрах содействия семейному воспитанию или частных детских домах, и тех, кто находился под опекой и в приемных семьях.

Мечты и планы выпускников

В канун нового года въехала в новую квартиру 18-летняя Валерия Якунина. 11 лет она прожила в «Пансионе семейного воспитания» — частном учреждении для детей, лишившихся родительского попечения.

«Квартиру я получила через три месяца после совершеннолетия. Сначала мне предложили жилье в Медведково, но меня не устроило расположение, потому что все мои близкие находятся в Западном и Юго-Западном округах. Хотелось жить поближе к ним и к учебе. Второй вариант был на Академической.

Мне понравилось и расположение, и квартира. Квартира уже с отделкой, планирую только немного переделать кухню. А вообще мечтаю о большом доме за городом. Одна мечта у меня уже исполнилась: я купила собаку породы бордер-колли.

Теперь иду к следующей цели — открыть свой бизнес», — рассказывает Валерия.

При получении квартиры выпускники могут брать с собой на осмотры предлагаемого жилья сотрудников ЦССВ, попечителей и даже волонтеров, с которыми у них сложились доверительные отношения. Ответственное решение легче принимать, посоветовавшись со значимым взрослым.

Надежда Егорова стала опекуном троих внуков 14 лет назад, когда трагически погибли родители мальчиков. Самому старшему, Виктору, тогда было всего шесть лет, среднему Владимиру — четыре, младшему Феде — два годика.

Бабушка и дедушка справились со всеми трудностями и вырастили ребят. Виктор уже окончил один колледж по специальности системный администратор, сейчас получает второе образование — учится на 2 курсе колледжа на сварщика. Владимир стал реставратором-строителем.

Федор осваивает специальности паркетчика, стекольщика и плотника.

«Старшие мальчики уже 2 года живут в своем жилье. Младшему это скоро предстоит. Хотим, чтоб дали квартиру поближе к братьям. Больше у них никого нет в этом мире, три брата должны быть рядом. Старшие внуки очень довольны. Они живут в прекрасном месте — в Коммунарке. Сейчас еще и метро открыли в пешей доступности.

Квартиры замечательные, в новостройках. Ремонт уже был сделан качественный. Обставили мы их за счет скопившейся пенсии по потере кормильца. Главное, что живут в соседних домах. Они постоянно общаются, вместе проводят праздники. И мне, бабушке, удобно навещать их всех в одном месте.

Мы тоже живем в Новой Москве», — отмечает Надежда Егорова.

Постинтернатное сопровождение

Гораздо легче вступать в самостоятельную жизнь, если есть поддержка близких родственников, но и выпускники центров содействия семейному воспитанию не одиноки в начале своей взрослой жизни: им помогают специалисты службы постинтернатного сопровождения.

В новой, со вкусом обставленной квартире, нас встречает Александра Борщенко, 18-летняя выпускница ЦССВ «Радуга».

После окончания школы она несколько месяцев прожила в Центре социальной (постинтерантной) адаптации в Дегунино. Александра решила, что поддержка будет нужна ей и после переезда в свою квартиру.

Поэтому она заключила договор о постинтернатном сопровождении со своим же куратором из Центра.

«Я считаю для подготовки к самостоятельной жизни хотя бы месяца три нужно прожить в Центре социальной (постинтернатной) адаптации. Это дает очень много! Мой куратор мне очень хорошо помог, я доверяю ему и хочу продолжить наше сотрудничество», — считает выпускница.

Сейчас Александра учится на 1 курсе в РУДН, осваивает профессию искусствоведа. «Меня всегда тянуло на что-то творческое. Мой отец, когда был жив, был художником, и меня всегда привлекала живопись, я хотела этим заняться серьезно, изучать ее», — вспоминает Саша.

Творческие наклонности и художественный вкус девушки видны и в обстановке квартиры, где продумана просто каждая деталь. «После выпуска у меня накопилась некоторая сумма на банковском счете: моя мать платила алименты, за отца это делало государство в виде пенсии по потере кормильца после его смерти. На эти средства я обставила квартиру», — поделилась она.

Будущим выпускникам центров Саша советует: «Не бойтесь, все, на самом деле, проще, чем кажется. Есть интернет, есть кураторы, которые готовы помочь, есть государство, которое подставит плечо. Главное — учиться и получить профессию, это ваша главная задача».

В свою квартиру — из ПНИ

Пожалуй, больше всего мифов — о сиротах, которые после выпуска из детского дома переезжают в психоневрологические интернаты. Путевка в ПНИ — это вовсе не «билет в один конец»: выпускники из ПНИ, переезжающие в отдельные квартиры, не редкость. Самое главное, чтобы они были готовы к самостоятельной жизни.

В первые дни нового года отметил новоселье в своей квартире 33-летний Станислав Фролов. «В последние годы я жил в ПНИ № 11, с 2004 по 2010 — в ПНИ № 32. Для самостоятельной жизни очень важно, чтобы была работа», — говорит молодой человек. Он уже пять лет работает грузчиком-комплектовщиком в компании, которая привозит питание в детские сады и школы.

Есть у Станислава и старший брат — 35-летний Александр. Он получил квартиру три года назад. «Саша тоже жил в ПНИ, правда, в другом. А в детском доме мы росли вместе.

К самостоятельной жизни в интернате готовят: нас учили готовить, рассказывали всякие практические вещи: как за квартиру платить, в магазинах покупать необходимое, планировать бюджет и так далее.

Мы не боимся жить самостоятельно», — отмечает Станислав.

Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы

Источник: https://dszn.ru/press-center/news/2810

Квартира специализированного жилищного фонда

Специализированный жилищный фонд для детей сирот

Перечень квартир, находящихся в специализированном фонде достаточно обширен. Самыми востребованными из них сегодня являются:

Все они предоставляются по различным основаниям и в разном порядке, однако, объединены тем, что выделяются гражданам в случае отсутствия у них какого-либо жилья в конкретном населенном пункте.

Указанные жилые помещения выделяются гражданам на основании заключенного с ними договора найма специализированного жилья на срок, который прямо указан в законе или пока не отпадут те или иные обстоятельства. Во всех случаях, кроме квартир для сирот и детей, оставшихся без попечения, оплату связанных с проживанием расходов осуществляют наниматели жилья.

Служебная квартира

Согласно ст. 92 Жилищного кодекса Российской Федерации (ЖК РФ), служебная квартира относится к числу жилых помещений специализированного жилищного фонда, выделяемых для отдельных категорий граждан, ввиду характера их трудовых отношений, в связи с отсутствием у них жилья в конкретном населенном пункте.

Согласно ст. 93 ЖК РФ, служебная квартира выделяется в случаях:

  • возникновения у лиц трудовых отношений:
    • с органом государственной или муниципальной власти;
    • государственным или муниципальным предприятием и учреждением;
  • прохождением службы или назначением на соответствующую государственную или выборную должность.

Перечень должностей, при занятии которых граждане могут претендовать на получение в пользование служебной квартиры, определяется решением органов государственной власти, органов власти субъекта федерации и органов местного самоуправления (п. 2 ст. 104 ЖК РФ). Помимо указанных, имеются и другие особенности:

  • Служебная квартира выделяется на основании заключенного между нанимателем и действующим от имени собственника властным органом договору найма (п. 1 ст. 99 ЖК РФ), которым устанавливается размер оплаты за предоставленное жилье. Он заключается в письменной форме и предполагает некоторые ограничения, например, запрет обмена и сдачи квартиры в поднаем.
  • Помимо нанимателя, в служебную квартиру вправе вселяться члены его семьи, при этом они обладают равными с ним правами на пользование квартирой и указываются в договоре найма (п. 6 ст. 100 ЖК РФ).
  • Договор найма служебной квартиры заключается на срок осуществления лицом трудовых отношений с вышеуказанными органами, предприятиями или учреждениями.

Прекращение таких трудовых отношений является основанием для прекращения заключенного ранее договора найма.

Государство гарантирует социальную поддержку детям сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей. В качестве одного из видов такой социальной поддержки, согласно ст. 8 Федерального закона (ФЗ) № 159 от 21.12.1996, государство предоставляет таким детям благоустроенные квартиры из числа жилых помещений специализированного жилищного фонда (пп. 8 п. 1 ст. 92 ЖК РФ).

Данные жилые помещения предоставляются не всем детям-сиротам, а только тем, которые не являются нанимателями жилья по договору социального найма, а также не являются собственниками какого-либо жилья.

Квартиры выделяются в пользование таких детей по достижению ими совершеннолетия, а также до совершеннолетия — в случае приобретения полной дееспособности до достижения 18 лет. При проведении такой процедуры могут возникать некоторые нюансы:

  • Квартиры для детей, оставшихся без попечения родителей и сирот, передаются им на основании их письменного заявления, по заключенному с ними договору найма специализированного жилого помещения. Оплата расходов, связанных с использованием такими детьми указанных жилых помещений, согласно ст. 5 ФЗ № 159 от 21.12.1996, осуществляется из средств бюджета соответствующего субъекта РФ.
  • Квартиры спецфонда предоставляются детям по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях и учреждениях социального обслуживания (интернатах, приютах). Такое жилье выделяется детям однократно на пятилетний срок. При исключительных обстоятельствах, указанных в абз. 2 п. 6 ст. 8 ФЗ № 159, договор найма может быть заключен на повторный пятилетний срок.
  • В общих случаях, по истечении пятилетнего срока, переданная сироте или ребенку, оставшемуся без попечения квартира, исключается из специализированного фонда и передается ему на условиях социального найма. Дальнейшее содержание жилья такое лицо осуществляет самостоятельно.
  • Право на предоставление квартир из спецфонда имеют также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без родительского попечения (субъекты, в возрасте от 18 до 23 лет, которые на момент совершеннолетия были таковыми), а также лица старше 23 лет, которые до достижения этого возраста относись к вышеуказанным категориям.

Пример

Гражданка С является сиротой по причине смерти ее обоих родителей. По достижении 18 лет и по окончании срока пребывания в школе-интернате, она подала в местную администрацию заявление, в котором просила выделить ей, как ребенку-сироте квартиру.

Рассмотрев заявление С, администрация обратила внимание на то, что С является единственной наследницей своего отца, который после смерти оставил ей двухкомнатную квартиру и которую она должным образом оформила на себя. Руководствуясь ст. 8 ФЗ № 159 от 21.12.

1996, согласно которой право на жилье из спецфонда имеют сироты, в праве собственности которых отсутствует жилье, местная администрация отказала С в выделении квартиры.

Назначение жилья для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа

Специализированный жилищный фонд для детей сирот
Юридическая энциклопедия МИП онлайн – задать вопрос юристу » Жилищное право » Жилищный фонд » Назначение жилья для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа

Предоставление жилья осуществляется по определенному порядку.

Российская Федерация основной упор делает на воплощение на практике социальных программ, которые направлены в первую очередь на защиту нуждающихся категорий граждан РФ.

К этой когорте, безусловно, можно причислить детей-сирот, а также несовершеннолетних граждан, оставшихся без попечения родителей.

В частности, НПА РФ предусматривается возможность осуществить предоставление жилья детям-сиротам из специализированного жилфонда.

Кто относится к детям, оставшимся без попечения родителей. Дети-сироты

Перед тем как углубиться в законодательный процесс выдела жилого помещения, необходимо понять, кого признают детьми, оставшимися без попечения родителей.

В данной ситуации необходимо сделать отсылку на Семейный кодекс РФ, который фиксирует собой данную дефиницию. Так, согласно ст. 121 указанного НПА, в понятие «детей, оставшихся без попечения родителей», входят и лица, причисляемые к категории «дети-сироты».

При этом основания для наделения несовершеннолетнего ребенка подобным статусом могут быть самыми разными:

  • смерть обоих родителей;
  • лишение родительских прав;
  • недееспособность родителей;
  • отказ принимать участие в воспитании и образовании детей;
  • создание родителями условий, которые несут угрозу для жизни несовершеннолетнего и пр.

Но, несмотря на неоднородность причин, в качестве основания выступает одно единственное условие – отсутствие родительского попечения в отношении конкретного ребенка. Факт отсутствия попечения со стороны родителей устанавливается либо в момент смерти законного представителя несовершеннолетнего, либо по вступлению в юрсилу судебного решения.

При этом со стороны госорганов в течение 3-х дней с момента поступления сведений о детях, оставшихся без родительского попечения, должен быть осуществлен контроль условий жизни несовершеннолетнего.

Все полученные данные должны быть внесены в единый госреестр, в который включены все без исключения несовершеннолетние, причисляемые к когорте «оставшихся без попечения родителей».

Особый порядок обеспечения жилищем детей, оставшихся без попечения родителей

Предоставление жилья детям-сиротам и лицам, оставшимся без родительского попечения, осуществляется по определенному и специфическому порядку, который утвержден жилищным законодательством РФ. В частности, этот процесс регулируется ст. 98.1 ЖК РФ.

Данная норма права гласит о том, что обеспечение жилыми помещениями распространяется не только на несовершеннолетних граждан, но и на лиц, достигших дееспособного возраста, но причисляемых раньше к отдельной категории субъектов правоотношений, которым принадлежит право получения жилплощади из специализированного фонда.

В этой ситуации вступает в законное действие ФЗ под № 159-ФЗ, фиксирующий собой дополнительные гарантии для детей-сирот, которые достигли 18-летнего возраста и покинули территорию образовательных, социальных учреждений, закончили государственную службу в рядах российской армии и пр.

Таким образом, обеспечение жилыми помещениями происходит на основании закона № 159-ФЗ, а также с учетом требований, прописанных в ФЗ под № 15-ФЗ. В частности, для получения жилого помещения необходимо официальное заключение договора специализированного найма между сиротой или ребенком, оставшимся без попечения, и собственником жилья (государством или же органом МСУ).

Помещения, предназначенные исключительно для обеспечения жильем детей, оставшихся без попечения родителей

Жилье детям сиротам предоставляется из специализированного фонда, который принадлежит российскому государству. Объекты недвижимости, которые предназначены для получения определенной категории граждан, должны эксплуатироваться только по непосредственному целевому предназначению.

Иными словами, использование жилого помещения не для постоянного проживания не допускается законодателем.

Это связано с тем, что перед тем как происходит процедура получения ключей от жилого помещения, происходит его оборудование и приспособление с учетом законных интересов и нужд детей-сирот.

Следует отметить, что предоставление жилого помещения нуждающимся несовершеннолетним может быть осуществлено только в том случае, если оно соответствует основным критериям, прописанным в ст. 62 ЖК РФ. В частности, к требованиям причисляются следующие параметры:

  • квартиры должны быть жилыми, то есть иметь всю необходимую инфраструктуру для комфортного пребывания на ее площади.
  • На территории жилого помещения должны быть проведены все необходимые коммуникации: водоснабжение, центральное отопление, электроснабжение, газоснабжение.
  • Площадь жилого помещения должна быть изолирована от других квартир, если объект располагается в постройке многоквартирного вида.
  • Если в качестве жилого помещения из специализированного жилфонда выделяется частный дом, то его износ не должен превышать допустимые законодательством нормы. В частности, если предоставляется деревянная постройка, то ее возраст не может превышать 15 лет.
  • Запрещено законодателем выделять жилье для детей-сирот в фонде, который подлежит сносу из-за своего ветхого или даже аварийного состояния. 
  • Площадь жилого помещения должна удовлетворять нужды ребенка, признанного нуждающимся в улучшении жилусловий.

Таким образом, законодательством предусмотрен четко упорядоченный процесс предоставления жилых помещений осиротевшим несовершеннолетним и иным категориям детей, которые нуждаются в социальной защите со стороны государства.

Кузнецов Федор Николаевич

Опыт работы в юридической сфере более 15 лет; Специализация – разрешение семейных споров, наследство, сделки с имуществом, споры о правах потребителей, уголовные дела, арбитражные процессы.

Источник: https://advokat-malov.ru/zhilishhnyj-fond/naznachenie-zhilya-dlya-detej-sirot-i-detej-ostavshihsya-bez-popecheniya-roditelej-a-takzhe-lic-iz-ih-chisla.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.